неділю, 5 травня 2013 р.

Каховка, Аскания Нова на майские

Ещё с прошлого года собирался съездить в биосферный заповедник «Аскания Нова». Ведь это уникальнейшее место. Безо всякого преувеличения — оазис среди степей. Конечно, сейчас в тех краях вокруг заповедника всё распахано и орошается, но ещё 50 лет назад ситуация с водой была иная, а что говорить о начале 19 века, когда заповедник основывался.
Я крутил карту и так, и сяк, рассматривал разные маршруты но всё таки расстояние немного настораживало, да и просто по трассе ехать не совсем интересно. Но теперь с начала сезона и на тандеме более-менее раскатались, Аня уже 100 км и за расстояние не считает, и вообще аппетитные ляшечки не знают покоя с окончания зимы, так что решено было ехать. К тому же весна, всё цветёт, самое время посещать дендропарк в степи.
Но всё таки ночевать в палатке не хотелось, потому, что её, палатки, у нас и нет. А приезжать в Асканию и там селиться в какое-то жильё тоже как-то не очень хотелось. В результате был придуман маршрут на три для с двумя ночёвками в перевалочном пункте у родственников в Каховке.
Ввиду такого формата ночлега не получилось пригласить попутчиков из Херсона. С одной стороны жаль, а с другой стороны ехали в своём темпе и зависели только от себя. В сольных походах есть своя безусловная прелесть.

Маршрутопланирование

Итак «поработав с картами» я родил следующий маршрут:

Переглянути Каховка Аскания на карті більшого розміру

Рассчитывался он три дня, а именно столько выходных у меня было.

Первый день

В первый день планировалось добраться до ночлега в Каховке и сначала я думал ехать полностью по левому берегу и туда и назад. Именно поэтому даже не собирался каким-то образом анонсировать поездку на велофоруме. Но в самый последний момент, буквально перед сном, подумал, что «маловато будет». Ну что такое для нас (хо-хо) эти 80 км по совершенно ровному профилю левого берега. Да и не люблю я ездить одной и той же дорогой в оба конца. Посовещались немного и решили, что заедем в Ольговку, куда тоже давно планировали. Там должен был быть парк скульптур и старая набережная.
Поэтому в экстренном порядке маршрут первого дня был изменён на правый берег с заездом в Львово и Ольговку. А так же с подъездом к другим достопримечательностям, которые я всё время наблюдал с дороги и хотел побывать ближе. Тут же выкладываю анонс на форум, в надежде найти попутчиков хотя бы на часть пути. Но шансы, конечно, стремятся к нулю, потому, что вермя уже заполночь.
Одновременно такое изменение дало нам шанс ещё раз проехаться по плотине Каховской ГЭС, а там нам был приготовлен небольшой сюрприз, но об этом позже.

Второй день

Второй день должен был быть самым напряженным днём путешествия. Во-первых предстояло преодолеть 2х70 км по совершенно незнакомой дороге состояние и проезжабельность которой вообще была неизвестна. А во-вторых надо же было посетитить дендропарк и зоопарк. А это ещё 3-5 км пешим порядком в экскурсионном темпе, а значит минимум два часа на ногах.
После поездки в Хорлы я понял, что на крымской трассе делать особо нечего. Хоть с тех пор её и отремонтировали, но всё равно обочины там почти нет, а трафик основательный и состоит, в основном, из весёлых быдлотуристов, едущих в Крым, а так же из груженых фур. Поэтому я решил впредь избегать этой дороги. И вот как-то рассматривал я поразительное гидротехническое сооружение под названием Каховский Магистральный канал и заметил, что вдоль него идёт какая-то дорога, почти от Каховки и почти до Аскании. А что может быть лучше, чем ехать вдоль реки, хоть и рукотворной? Туда и нарисовал наш предстоящий путь второго дня.

Третий день

На третий день всё просто — доезд домой. Дорога уже знакомая, профиль ровный, расстояние небольшое. Путь проходит по левому берегу, минуя мелитопольскую трассу едем через Крынки и Казачьи Лагери. Хоть качество покрытия местами оставляет желать лучшего, но зато нет транспорта и постоянно меняется пейзаж. А это немного веселее, чем ехать бесконечными полями и делить дорогу с фурами.

Планы — в жизнь.

На Каховку!

Как и ожидалось, попутчиков не нашлось, даже несмотря на то, что выезд был достаточно поздним. В плане времени выезда у нас произошёл некоторый раскол. Я хотел выезжать пораньше, а Аня противостояла, мол «сколько там ехать». Конечно приятно, что 100 км для Ани уже и не расстояние вообще и логика определённая в этом есть, напрягать лишний раз своим присутствием родственников не хотелось, но ведь и по жаре сильно ехать не хочется.
В общем выехали аж в половину одиннадцатого хотя встали относительно рано. Как-то медленно собирались, и вот результат. Но всё таки мы выехали с настроением повидать сегодня много нового.
Несмотря на встречный ветер едется хорошо. Любуемся видами полей. Цветёт рапс и по цветовой гамме эти поля мне всё время напоминали флаг Бразилии. И вот добрались до первой остановки: металлический мост ХІХ века который фигурировал в фильме «Неуловимые мстители»

Сейчас мост в плохом состоянии. Машиной по нему уже проехать не получится. А чтобы ни кто и не пытался со стороны Тягинки въезд перекрыт бетонным блоком.
Небольшой экскурс в школьную физику:

С одной стороны мост закреплён на опоре жестко, а с другой стоит на вот таких роликах. Интересно было бы заметить на какое расстояние меняется его длина.
Рядом в камышах заметили лебедя. Очень интересно, я никогда не видел лебедей в дикой природе.

Решили не возвращаться на трассу, а проехать через Тягинку. Изнутри Тягинка внушает какую-то грусть и печаль. Сразу при въезде от этого моста нас встретил целый квартал руин.

Дозаправка водой в магазине и едем дальше. Следующий пункт — Львово и Ольговка. Я точно не знал где находится то, что мы хотим посмотреть и ехали мы просто интуитивно. Но, как выяснилось, интуиция не подвела. Случайно немного срезали по грунтовке, погнались за велосипедом, чтобы уточнить дорогу. Женщина не знала где то, что мы ищем, что меня очень удивило. Это, пожалуй, единственная достопримечательность в радиусе десятков километров, а она понятия не имеет. Но выехав снова на асфальт встретили парней на мопеде, которые оказались удивительно приветливыми и провели нас к месту. Правда сначала у нас состоялся смешной диалог:
— Добрый день, а где у вас щука?
Поинтересовался я
— Щука? Щука в речке.
Ответили совершенно серьёзно парни, не понимая почему я этого не знаю. Наверное подумали, что совсем эти мещане оборзели, думают, что щуки на деревьях растут.

Но щука оказалась всё-таки не только в речке

А кроме щуки там целый парк фигур

А ещё орёл без головы, который в кадр не попал. Похоже, что всё было сделано с подачи птицефабрики. Рядом административное здание с табличкой. Но всейчас это место находится в упадке. Печально наблюдать, как всё разваливается и никому ничего не нужно. Неужели нельзя было хотя бы поддерживать состояние. Ведь новое уже точно никто не построит в ближайшее время. Орла жалко.
Тут же рядом, перед зданием птицефабрики, фонтан с порогами. Много вы видели в сёлах фонтанов? А тут есть, точнее был. Уже много лет не работает и, конечно же, разрушается.
Можно спуститься чуть ниже, там набережная с которой открывается замечательный вид на русло Днепра.

В общем я желаю жителям Ольговки задуматься над тем, что они теряют. Ведь это вполне мог бы быть хороший туристический объект, куда бы приезжали не только из окрестных сёл, но и транзитные туристы с Бериславского шоссе, желающие передохнуть в тени на берегу, а расстояние от Бериславского шоссе там небольшое.
После осмотра благодарим парней за небольшую экскурсию, ещё раз им спасибо скажу и тут. С такими немного печальными думами выдвигаемся дальше.
Ещё немного проехав по шоссе посещаем следующий мост, на этот раз каменный.

Немного отдыхаем в тени дерева и двигаемся дальше.

Хоть из Херсона с нами ни кто не поехал, но под Каховкой нас встретили каховские велобратья. И вот мы уже на плотине ГЭС. Поднято несколько сбросных заслонок, вода бурлит, шикарное зрелище. Немного обдаёт нас водяной пылью. Следующее ожидаемое бурление за силовыми агрегатами. Тут, как всегда, много птиц, вылавливающих рыбу. Но вот следующее бурление воды! Это уже неожидано. Оказывается это бурлит шлюз. Вот так сюрприз. Всегда хотел посмотреть как происходит процесс шлюзования. Быстренько съезжаем с плотины и Сергей подсказывает, где можно расположиться для наблюдения. Везде, конечно, въезд и вход запрещён, фото и видеосъёмка тоже, но нас это не остановило.

Минуты трепетного ожидания, бурление стихает и начинают открываться ворота шлюзовой камеры. Вот они уже почти открыты, но в камере никого нет! «Наверное ждут кого-то снизу», предположил Сергей. Но каково же было наше удивление, когда ворота открылись полностью и мы увидели две самые обычные моторные лодки, выходящие из шлюза. Вот такой сюрприз нас ждал на плотине Каховской ГЭС.

Дальше была Каховка и фотки возле памятников. Спасибо каховским велобратьям, которые нам устроили экскурсию.

Впечатляют размеры памятника девушке в шинели. А ещё смешно, выходит, что вокруг «девушки» для экстрималов построили рампу и трамплины ещё до того, как появились экстрималы. Вот, что значит забота о светлом будущем!
Тут мы попрощались с нашими гидами по Каховке Сергеем и Павлом, который, кстати, был на лигераде конструкции Алексея Ганшина. И отправились наносить визиты родственникам. Последним испытанием дня было поднятие тандема на седьмой этаж.
Приятными беседами, вкусным ужином и горячим душем закончился первый день нашего путешествия.

Аскания Нова

Выезжать в сторону Аскании решено было как можно раньше и удалось сесть в седло уже в начале восьмого. Полюбовались издалека тачанкой и решили не подъезжать. Впереди был длинный день, к тому же Аня видела её и не раз, а я буквально неделю назад тоже повидал этот монумент. Выехав на трассу решили поехать так, как нам рассказывали двое разных человек, хотя изначально доезд до Каховского магистрального канала планировался немнго иначе (жёлтая линия)

Однако раз местные говорят так, значит лучше не рисковать и ехать так. Не хотелось очутиться в такой ситуации, где пришлось бы возвращаться и наматывать лишние километры или попасть на полевую грунтовку. Едем как рассказывали, но меня не покидает чувство, что сейчас мы дадим круг и вернёмся обратно в Каховку. Потому, что на перекрёстках все повороты направо, а плавных поворотов дороги в пути незаметно.
Но вот мы подъезжаем к пересечению с каналом:

Движение запрещено! Но, как известно, если нельзя, но очень хочется, то нужно обяательно. Едем в запретную зону.
Канал поражает своими масштабами. Кроме того, что он шире иной реки (но не Днепра, конечно) так ещё и протекает в углублении. В общем можно себе только представить объёмы этой стройки.
Инспекторская дорога достаточно хорошего качества. Конечно заметно, что раньше она состояла из бетонных плит, а уж потом была покрыта асфальтом. Этот факт выдают ровные поперечные и продольные шрамы асфальта. Но они почти незаметны. Сергей и Павел пугали нас каким-то участком на котором «нет дороги вообще», мы такого участка не встретили. Был, конечно, один участок с разбитым асфальтом, но если это «нет дороги», то можно только позавидовать нашим соседям. Значит не видели они плохох дорог.
По пути ни каких особых достопримечательностей не было, но это ожидаемо. Всё таки дорога служебная. Я рассматривал оромные насосные станции, которые гонят воду из канала на поля и в другие каналы, любовался всякими дамбами, заслонками и прочими сооружениями, например «Фрегатами». И постоянно думал о масштабности той стройки. Даже в голове не укладывается. Всю дорогу ехали против ветра, так что особо остановок не делали. А теперь жалею. Надо было нафоткать виды канала. Придётся ехать ещё раз.

Вдоль Каховского Магистрального канала ехали до километрового столбика с цифрой 29 и далее свернули на распределительный канал Р2. У него отдельная нумерация и началась она как раз там, где мы свернули. Так что 16 км ещё вдоль Р2. Удобно, когда столбики стоят на каждом километре, не скучно. А особенно было весело на обратном пути, когда цифра всё меньше и меньше, а ночлег всё ближе и ближе.
День выдался достаточно жарким и безоблачным, а встречный ветер немного выматывал. Поэтому подъехав к месту, где наши с каналом пути расходятся я не удержался и решил открыть плавательный сезон. Ох, как же было это шикарно окунуться в прохладную водичку. Немного поплавал, доплыл до противоположного берега и вернулся назад. Хотелось скорее в Асканию, так что на этом плавательные процедуры были окончены.

После петляния по посёлку выезжаем на финишную прямую, где уже виднеется вход в заповедник и встречаем тут туристов из Днепропетровска. Судя по отпускаемым репликам тандем им понравился. После экскурсии по зоопарку снова встречаемся с ними и немного разговариваем. У них хитрый маршрут с переездом на поезде в середине пути. Если я всё правильно запомнил, то они приехали поездом в Керчь, покатались там по Крыму, а потом опять же поездом приехали в Херсонскую область. У нас посетили Асканию, а на следующий день собирались посетить какую-то местную церковь на предмет празднования Пасхи и уже двигать на Новоалексеевку, чтобы эвакуироваться домой. Предложил им в следущий визит на Херсонщину отписываться на херсонском велофоруме, может нашлась бы компания. Попытался я на их форуме найти тему похода, но неудачно.
В заповеднике велосипедистов принимать уже привыкли. На территории стоит велопарковка и охранник без лишних разговоров сразу проводит к ней. В соседнем строении в кабинете можно оставить и сумки.
Дальше было всё обычно, экскурсия по дендропарку и зоопарку, восхищение системой полива и разнообразием видов.

Необычной была встреча. Только мы начали осматривать зоопарк, как окликает на Ира Велорыба. Вот так встреча. В городе не видимся, а за 150 км от города — пожалуйста.

Ценовая политика заповедника в этом году такая:

• Вход в дендропарк бесплатен.
  • Вход в зоопарк — 20 грн.
  • Билет с экскурсией 25 грн. Экскурсия начинается с дендропарка и продолжается в зоопарке. Длительность 2..2,5 часа.
  • Индульгенция на фото 2 грн., на видео — 5 грн.
  • Экскурсия на машине (УАЗ) в степь, где звери гуляют как на воле — 50 грн.
  • То же на конной бричке — 150 грн.

В этот раз мы обошлись бюджетным вариантом. В следующий — обязательно в степь. Длительность экскурсии, оказывается, такая же, как и пешей по парку. Знал бы, лучше бы в степь поехали.
Местные говорят, что на лошадях ехать лучше. Скорость меньше и успеваешь осматривать и фотографировать. С другой стороны экскурсовод рассказывал, что как-то бизон перевернул машину, а другой раз «Соболь» еле уехал от такого же бизона. Так что бричка вряд ли спасётся в этом случае, а значит в самые интересные места на лошадях не повезут.

Ну пора и честь знать. Собираемся в обратный путь.

Мы уезжали уже после закрытия зоопарка, поэтому велопарковка была пустая. Но днём была забита полностью. Вот такой экспонат был замечен припаркованым. У меня чуть глаза от удивления не выкатились, когда я увидел контактные педали.

Но потом присмотрелся, всё нормально, педаль просто отсутствует и осталась только ось.

После экскурсии и часового отдыха на берегу пруда мы выдвинулись в обратный путь. Жара уже прошла, так что ехалось хорошо. К тому же помогал попутный ветер, что очень и очень радовало нас. Наша дорога вдоль канала почти закончилась. Садятся сумерки и мы остановились включить освещение. С сожалением понимаю, что мы не сделали ни одной фотографии канала и как можем восполняем этот пробел. Позади остаётся путепровод мелитопольской трассы

Впереди — каховская объездная, нам туда. Предстоит 15 км по трассе и в темноте, но нас это не пугает, мы уже почти приехали. Показания велокомпьютера на тот момент давно перевалили за 100, но по ветру ехать — совсем другое удовольствие.

Так заканчивался второй день поездки. Было немного грустно, что всё самое интересное уже позади, но я знал, что скучать всё равно не прийдётся.
Утром третьего дня неспешно собрались и выехали в сторону Херсона. Дорога домой ни чем особым не выделилась. Просто ехали с попутным ветром и смотрели по сторонам. На роднике возле Казачьих Лагерей сделали первую и единственную остановку на перекус, а то как-то странно было бы привезти всю запасённую еду домой. Съели бананы, закусили бутербродами и запили вкуснейшей родниковой водой. Кстати сейчас набрать воды из родника не такая простая задача, как это могло бы показаться. Рекомендую съездить и попробовать в качестве атракциона, пока вода ещё высокая.
В окрестностях тусило очень много народа на машинах, поэтому мы пробыли там минут десять и поспешили удалиться. Как-то это место «опопсело». К сожалению...
Вскоре после старта от родника позвонил Александр и предложил присоединиться к туристическому мероприятию в Никольском. Но у нас были ещё дела в Херсоне на вечер, а на следующий день мне уже нужно было трудиться. Так что пришлось отказаться.

Подошло к концу наше трёхдневное путешествие. Я рад, что после долгих планов наконец-то побывал в Аскании своим ходом. В целом всё прошло очень хорошо. Техника не подвела, колючки не попались, по дороге встречались только хорошие люди так что вся поездка — полный позитив.

Скукота

Повествовательная часть окончена, а для любителей цифр приведу показания приборов.
За три дня получилось накрутить 337 км это абсолютный рекорд поездки выходного дня как на тандеме, так и на соло. Суммарное время в седле 16 часов 36 минут. Общий набор высоты на всей дистанции 1300 метров. Следовательно общая средняя скорость составила 20,3 км/час.
О чём всё это нам говорит? Говорит это о том, что фактически по нагрузке это поход первой категории. А так же по общему нормативу — бревет на 300.
Если интересуют ещё более подробные данные, то прошу на карту, там всё описано.

На обратном пути из Аскании в Каховку произошёл случай, о котором хотелось бы рассказать отдельно: Каховочка, милиция.

А ещё

• Официальный сайт заповедника в гостевой даже отвечают.